«Половина ответа заключается в желании выслушать» — говорит мудрец Нари в одном из древних текстов. Похоже на терапию, не правда ли?
Да, не в словах часто и уж тем более не в их количестве проявляется разделённость моего мира переживаний другим.
На одной из терапевтических групп один из участников так сформулировал свою задачу в ближайшей зоне развития: «Если прошлый год в терапии я посвятил возможности отстаивать свои границы и своё мнение, то теперь хочу научиться слушая другого, его Слышать и пробовать понять».
Вспоминаю излюбленную фразу коллег — терапевтов ( да и сама часто ее в пример привожу): «В самолёте при возникновении аварийной ситуации наденьте вначале маску на себя, а затем на ребёнка .»
Да, касается это вопросов физического выживания или психологической безопасности — есть кто-то » старший». Тот, кто выживет сам, у кого хватит сил и устойчивости поддержать более слабого. Более того- не только поддержать, но и передать навык заботиться о себе, и так дальше по цепочке- о другом.
Какова же психологическая картина, характерная для современного поколения? Умение заботиться о себе приобретает гипертрофированные масштабы. Вернее будет сказать — в силу бесконечной фоновой тревоги мы вынуждены не просто заботиться о себе, а поглощать все возможное внимание окружающих нас людей
Почему? Согласитесь- голодный человек ( а особенно хронически голодный) будет думать , что испытывает чувство голода, даже если режим питания восстановлен.
Как называется этот механизм в гештальттерапии? ЭГОТИЗМ и ОБЕСЦЕНИВАНИЕ. Один из самых сложных защитных функций психики — неусваиваемость и обесценивание результата при удовлетворении потребности.
Знакомо вам это переживание? Я уже писала в одной из предыдущих заметок о том, как он формируется. Здесь хочу чуть больше сказать, как он влияет на построение отношений с другим
Если я не умею испытывать чувство радости от своих достижений, то я не смогу признавать и достижения другого.
А , как известно, теория поля работает по своим законам, и даже если я прямо не заявляю об обесценивании, моё непроизнесённое послание будет считано и вряд ли мои отношения с другим станут партнерскими.
Если за меня не радовались в детстве, не хвалили, не восхищались, то мной этот механизм не усвоен- я не умею переживать удовлетвооенность собой, своим творчеством, я не умею транслировать радость другому .
Такой механизм и такая цепочка — не приговор. Вам потребуется время, ваша воля и самое главное и, пожалуй, сложное, силы для обращения к другому — психологу, групповому тренеру — за помощью и содействием, дабы этот механизм преодолеть и начать радоваться своим большим и не очень большим шагам, а также признавать поступь другого.